Приходской листок №49

30 декабря 2018

РОЖДЕСТВО  ХРИСТОВО

«Сын Божий стал человеком для того, чтобы наделить людей способностью стать Божьими детьми».
К. С. Льюис (1898 — 1963), британский ирландский писатель, поэт, преподаватель, учёный и богослов.

Начало января. С каждым днём мы становимся всё ближе ко второму по значимости празднику Православной Церкви — Рождеству Господа нашего Иисуса Христа.

С этого события начинается великая история спасения человечества от греха и смерти, история его искупления и воссоединения с Богом, посредством личности пришедшего в мир Богочеловека.

Именно поэтому Рождество Христово так почитается всеми христианами, что даже само принятое во всём мире летосчисление, сама история, делится этим событием надвое. Есть время «до», а есть время «после» Рождества Христова.

После грехопадения праотцев, их потомки веками испытывали муки от поврежденности собственной природы и оттого, что посредством собственного отрицательного  нравственного выбора отдалили себя от Бога, являющегося источником всех благ. Люди жили лишь ожиданием. Ожиданием пришествия в мир Мессии, Искупителя и Примирителя человечества с Богом. И, наконец, Он появился на свет, рождённый непорочной девой Марией.

Вот как об этом великом таинстве начала земного пути Господа повествует апостол и евангелист Матфей: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей  Своих от грехов их». (Мф. 1:18-21).

Особенно важно помнить о значимости пришествия Спасителя в мир сейчас, когда воинствующие секуляристы (Секуляризм — концепция, согласно которой правительство и другие источники норм права должны существовать отдельно от любого типа религий) стараются всячески затенить  роль личности Христа в духовной жизни, истории и культуре человечества. Стараются заменить Рождество Христово просто «Рождеством-непонятно-кого» или, ещё лучше, «праздником» без христианской символики и смыслового наполнения, чтобы разрушить в каждом из нас внутреннюю мировоззренческую систему и спокойно управлять получившемся стадом.

Рождество Спасителя исключительно важно для нас. И об этом, помимо Церкви, свидетельствует сама история мира, сами воспринятые нашим обществом представления  о должном и недолжном, даже сама наша культура, насквозь пронизанная христианскими мотивами.

История появления Санта Клауса и Деда Мороза

Пузатый красноносый старик в короткой красной шубе с белой оторочкой, таких же штанах и с чёрным кожаным ремнём поперёк живота, живущий в Лапландии с оленями и эльфами, лазающий в Рождество по печным трубам ради раздачи подарков детям — вот каков современный образ Санта Клауса в западной культуре. (Санта — святой, Клаус — редуцированная форма имени Николай).

Реальный прототип этого фольклорного персонажа святитель Николай Чудотворец выглядел совсем не так. Он был весьма аскетичен и посвятил жизнь служению Богу, хотя детей тоже очень любил. До рукоположения Николай был достаточно зажиточным человеком, но перед хиротонией употребил всё своё имущество для помощи бедным, преимущественно детям сиротам. Впоследствии он также много помогал сиротам и неимущим, выделяя на это деньги из собранных христианами средств и тайно по ночам раздавая пожертвования. Позже, на основе этих рассказов, в Европе широко распространилось поверье о том, что святитель ежегодно тайно навещает детей, раздавая послушным подарки, а непослушных награждая лишь щепоткой соли.

К середине XIX столетия Санта Клаус в США, трудами местного учителя воскресной школы и одного известного карикатуриста, сначала приобрёл оленей и свиту из эльфов, а потом и короткую красную шубу, огромное брюхо, красный нос и остроконечный колпак с помпоном, окончательно утратив связь со святым прообразом.

Русский Дед Мороз появился, вопреки распространённому мнению, не в 1930-е, заменив собой рождественский образ святого, а много раньше.

В России вообще было не принято вульгаризировать образ святителя и чудотворца Николая, отождествляя его с Сантой. В русской культуре святитель навсегда остался в границах Церкви, где ему молились и благоговейно почитали. Во второй половине XIX века в городах России начинают пытаться заимствовать широко распространённый на западе образ рождественского дарителя, чтобы у детей появилась ещё одна добрая сказка. Дабы неблагоговейно не смешивать его с образом святого Николая, образ дарителя нашли в русской дохристианской культуре, освятив и облагородив древнего Деда Трескуна — сурового хозяина зимней стужи. Обновлённый Дед Мороз выступил однозначно добрым персонажем. Седой и величественный старец приходил к рождественской ёлке в длиннополой шубе, боярской шапке и рукавицах, с посохом в руках и мешком подарков за спиной. Непослушных детей он мог назидательно наказать, а послушным дарил подарки и мог покатать в санях на своей тройке.

По-настоящему широкое распространение образ Деда Мороза получил уже в 1910 году, а потом, как раз в 1930-е годы, как и многие другие атрибуты семейного рождественского праздника, был перенесён большевиками на Новый год. Это было сделано, чтобы сместить акценты и оставить форму зимнего семейного праздника, выхолостив из него всё глубокое религиозное и мировоззренческое содержание.

Народу образ понравился. Позже к нему добавился и ряд дополнительных персонажей — Снегурочка, Снеговик и прочие, устраивающих настоящие новогодние представления.

В общем, традиция рождественского дарителя в России так и не прижилась. Дед Мороз стал прочно ассоциироваться именно с Новым годом, а в день Рождества Христова, после богослужения, россияне сами дарят друг другу подарки,  обходясь без сказочных посредников.

Рождественский вертеп и вертепный театр

Придите на Рождество в любой храм Русской Православной Церкви. Что вы увидите рядом с храмом? Правильно! Рождественский вертеп, символизирующий пещеру, где родился Спаситель мира.

В этой пещере очень часто будут стоять ясли с символическим младенцем, а также фигуры Божией Матери, Иосифа Обручника, пастухов и животных. Она будет украшена еловыми ветками, гирляндами и рождественской звездой.

Этой традиции пошёл без малого третий век. В XVII столетии в Россию из Европы проник вертепный кукольный театр, устроители которого в форме красочного представления рассказывали детям на ярмарках и площадях о евангельских событиях рождения Спасителя, поклонения волхвов, избиения младенцев Иродом и бегстве Святого семейства в Египет.

Позже к кукольному театру добавились рождественские представления, организуемые на святках учениками воскресных школ и вертепы перед храмами.

РОЖДЕСТВО  В  ЦАРСКОЙ  РОССИИ

 «Вот, о Рождестве мы заговорили… А не видавшие прежней России и понятия не имеют, что такое русское Рождество, как его поджидали и как встречали. У нас в Москве знамение его издалека светилось-золотилось куполом-исполином в ночи морозной – Храм Христа Спасителя…»

(Иван Шмелев).

Рождество Христово праздновали до революции 25 декабря.  Во всех российских храмах начиналось богослужение в честь дня рождения Спасителя. И так же, как и мы сейчас, украшали елку. Только та елка называлась рождественской, а не новогодней.

Родители готовились к праздникам загодя. Они приобретали и наряжали ее, не привлекая к этому действу детей. Для малышей елка была настоящим сюрпризом! И в рождественскую ночь дети спали, а уже наутро  бегом бежали искать свои подарки под елочкой! Традиционно было именно перед елкой, а не перед Дедом Морозом, как это делается сейчас, читать стихи и петь песенки для родителей и гостей. Гости собирались вечером. Детям зажигали на елке свечи, и она переливалась яркими огнями. Звучали выстрелы хлопушек. Из тех, старинных, хлопушек вылетали колпачки, которые затем одевали детишки и водили хороводы вокруг елочки.

Ёлочные украшения того времени часто  заранее своим руками готовили  родители вместе с детьми: «…золотили и серебрили грецкие орехи (тоненькое листовое золото постоянно липло к пальцам), резали из цветной бумаги корзиночки для конфет и клеили разноцветные бумажные цепи, которыми обматывалась ёлка. На её ветках вешались золотые хлопушки с кружевными бумажными манжетами и с сюрпризом внутри. С двух концов её тянули, она с треском лопалась, и в ней оказывалась шляпа или колпак из цветной папиросной бумаги. …  Румяные яблочки, мятные и вяземские пряники, подвешенные на нитках, а в бонбоньерках шоколадные пуговки, обсыпанные розовыми и белыми сахарными крупинками, — до чего все это было вкусно именно на рождественской ёлке! Сама ёлка у нас всегда была до

потолка и надолго наполняла квартиру хвойным запахом. Парафиновые разноцветные свечи на ёлке зажигались одна вслед за другой огоньком, бегущим по пороховой нитке, и как это было восхитительно!» (из воспоминаний русского художника М. В. Добужинского)

Однако, взрослое население праздновало Рождество не только  в домашнем кругу. Ёлки для взрослых с балами, маскарадами с середины XIX века устраивались в больших залах: Благородного и Дворянского собраний, Приказчичьего клуба и других. На этих вечерах устраивались лотереи, базары с благотворительной целью (в пользу престарелых актеров, по борьбе с туберкулезом — «белый цветок» и прочие).

Целая неделя проходила в веселых праздниках: балы, театральные представления. На Неве, а в Москве прямо на льду Москвы-реки у Каменного моста, устраивали состязания в быстрой езде на тройках, на площадях устраивали ледяные катальные горки.

Как праздновали Рождество в царской семье

Традиция процедуры  рождественских праздников сложилась в Зимнем дворце еще во второй половине XVIII в. Сами праздники начинались со всенощной службы в малой Дворцовой Церкви. Как правило, это был семейный праздник, с приглашением только «своих». На богослужении присутствовали лишь императорская чета и все их дети. После службы все направлялись в Золотую гостиную Зимнего дворца, где каждого ожидала своя елка. Подарки подбирались очень тщательно, с учетом склонностей, желаний и увлечений каждого из членов семьи. Однако царская семья не могла остаться в своем узком кругу даже в рождественскую ночь. На елку приглашались и те, кто со временем становился фактически  членом императорской семьи: няни и воспитатели, то есть те, кто растил царских детей, отчасти заменяя им родителей.

Появление именно рождественской елки в России датируется первой четвертью XIX века, когда жена великого князя Николая Павловича, в будущем императрица Александра Федоровна, постепенно вводит этот обычай при Императорском Дворе. При Николае I рождественская елка в Зимнем дворце становится прочной традицией. Постепенно этот обычай распространяется сначала среди аристократии Петербурга, а затем и среди горожан.

Как правило, накануне Рождества в сочельник после всенощной у императрицы Александры Федоровны устраивалась елка для ее детей, и вся свита приглашалась на этот семейный праздник. При этом, у каждого из членов семьи имелась своя елка, рядом с которой стоял стол для приготовленных подарков. А поскольку детей и племянников было много, то в парадных залах Зимнего дворца ставилось до десятка небольших елочек. Надо заметить, что детские подарки выглядели довольно скромно. Как правило, это были различные игрушки и сладости с обязательными «конфектами». Мемуаристы зафиксировали, что Николай I лично посещал магазины, выбирая рождественские подарки каждому из своих близких. Елки ставились, обычно, в покоях императрицы и ближайших залах - Концертном и Ротонде. После всенощной перед закрытыми дверями, вспоминает современник «боролись и толкались все дети между собой, царские  включительно, кто первый попадет в заветный зал. Императрица уходила вперед, чтобы осмотреть еще раз все столы, а у нас так и бились сердца радостью и любопытством ожидания. Вдруг слышался звонок, двери растворялись, и мы вбегали с шумом и гамом в освещенный тысячью свечами зал. Императрица сама каждого подводила к назначенному столу и давала подарки. Можно себе представить, сколько радости, удовольствия и благодарности изливалось в эту минуту».

Царская семья не забывала одарить подарками и свиту. После раздачи взаимных «семейных» подарков все переходили в другой зал Зимнего дворца, где был приготовлен большой длинный стол, украшенный фарфоровыми вещами, изготовленными на императорской Александровской мануфактуре. Здесь разыгрывалась лотерея. Николай I выкрикивал карту, выигравший подходил к императрице и получал выигрыш — подарок из ее рук.

Самым запомнившимся современникам рождественским подарком в период царствования Николая I стал подарок его дочери, великой княжне Александре Николаевне, в декабре 1843 г. Дело в том, что накануне в Петербург прибыл ее жених. Родители скрыли это от дочери, и когда двери Концертного зала Зимнего дворца растворились, дочь Николая I нашла своего жениха привязанным к своей елке в качестве подарка с фонариками и «конфектами». Наверное, для нее это стало действительно рождественским чудом. 

В императорской России новогодняя ночь с 31 декабря на 1 января не считалась большим праздником, а просто была календарным рубежом между годом уходящим и годом наступающим, поэтому прочной традиции провожать уходящий год и встречать наступающий тогда не было. Календарный Новый год (31 декабря) в царской семье отмечался только молебном. Праздником с взаимными подарками было прошедшее Рождество. В семьях этот день в той или иной степени отмечали. Конечно, это «отмечание» не шло ни в какое сравнение с сегодняшними новогодними гуляниями.

Скачать В архив

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Благотворительный фонд московской епархии по восстановлению порушенных святынь

Пожертвовать на восстановление храма

Общий вид трехъярусной колокольни- звонници постройка 1855г
Фрагмент трехъярусной колокольни- звонници постройка 1855г
Фрагмент требующий выченки
Фрагмент цоколь
Временное перекрытие
Временное перекрытие
Временные перекрытие и лестничный марш
Временные перекрытие и лестничный марш
Временный лестничный марш
Ограждение
Балки
Фрагмент балки
Фрагмент балки
Иконостас Троицкого придела
Фрагмент иконостаса Троицкого придела
Фрагмент иконостаса Троицкого придела
Ваше имя *:
Сумма *: руб.
Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 федерального закона от 27 июля 2006 г. nо 152-фз «о персональных данных».

Подписаться на рассылку

Ваше имя:
Ваша фамилия:
Ваш E-mail:
Даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 федерального закона от 27 июля 2006 г. nо 152-фз «о персональных данных».

ПАТРИАРХИЯ.РУ

В Брянске мощам преподобного Силуана Афонского поклонились 15 тысяч человек

3 сентября 2016

Брянск стал первым городом российского этапа принесения мощей преподобного...

Предстоятель Русской Церкви освятил кафедральный собор Рождества Христова в г. Южно-Сахалинске

4 сентября 2016

4 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский...

ПРАВМИР.РУ

Туристы разобрали часть Дворцовой площади на сувениры

6 сентября 2016

Гости города ошибочно полагают, что брусчатка украсила площадь во времена...

Минтруд предлагает поощрять женщин, родивших до 30

6 сентября 2016

«Самая большая проблема сейчас — это то, что у нас увеличивается возраст...